ул. 70 лет Октября д. 28, офис 1

Тольяттинец, который строит инженерную империю

 

Инженер-конструктор, инноватор и руководитель промышленного предприятия. На его полках – призовые кубки всероссийских фестивалей кастом-культуры, а в голове – стратегия захвата мира на ближайшие пять лет. Основатель компании «Машиностроение» Николай Шишкин строит в Тольятти уникальный бизнес в сфере промышленной оснастки, монтажа, мехобработки и создания экзоскелетов. И планирует превзойти знаменитых визионеров современности.

 

Николай, почему конструирование?

— В детстве за домом была пилорама – бегал туда, собирал обрезки деревяшек и у деда в сарае мастерил игрушки. Стамеска, зубило, рубанок, топор – с этого всё начиналось. Отец занимался промышленной электроникой, и я с 6 лет дома, за простеньким компьютером, пытался делать элементарные программы. Собирался стать программистом, но ситуация сложилась иначе и пошёл учиться в колледж технологии машиностроения. Ко второму курсу понял, что мне это очень нравится. Тогда же мне захотелось иметь собственный мотоцикл. Я зависал с друзьями по гаражам, пилил старые «Уралы», «Днепры». Параллельно изучал конструирование, программы 3D-моделирования и промышленное черчение. Поступил ради высшего профильного образования в ТПИ, а закончил ТГУ – спустя 10 лет, когда уже была своя компания. После колледжа, самостоятельного обучения и работы на объектах машиностроения Тольятти оказалось, что в универе мне делать особо нечего. Поэтому то бросал, то восстанавливался.

На какие имена и бренды ориентировались в профессии?

— В начале нулевых – на кастомайзеров. Смотрел по Discovery «Построй мотоцикл за 10 дней», лопатил огромное количество информации в интернете и восхищался американским дизайнером мотоциклов, изобретателем и предпринимателем Арленом Нессом.

Сейчас можно равняться на Илона Маска. Он хороший инженер в промышленной компании, и как менеджер с техническими знаниями прекрасен. Это позволяет создавать финансовые империи. Вдохновляет Джеймс Дайсон. То, что он делает – эталон промышленного дизайна: это красиво, функционально и великолепно работает.

Остальные бренды либо слишком утилитарны, либо слишком эпатажны. Тот же самый Apple для меня никогда не являлся эталоном. Джобс великий человек, но мне не нравится его подход к бизнесу: я не люблю навязывать другим свои идеи.

Николай, как вы создали собственный цех?

— Это получилось просто. Как говорил, сначала ковырялся в гараже со старыми мотоциклами, работал на заводах и рос как специалист. В 2007 году отец предложил открыть на базе его фирмы подразделение по металлообработке, чтобы удовлетворять потребности в пресс-формах и прототипах. Но если отец неторопливо, поступательно шёл к цели, то мне надо всё и сразу. Поэтому спустя некоторое время я ушёл в свободное плавание. К тому моменту уже заработал на второй станок, оснастку и как отдельная промышленная компания имел вес. Пришлось лишь постигать тонкости экономики: делать детали – это хорошо, но их ещё надо продавать.

 

Что помогло построить успешный бизнес?

— Постоянное развитие. Я всё время хотел большего. Никогда не было интересно сидеть в маленьком помещении и заниматься мелкими деталями – нужны были масштабные проекты. Каждый раз, когда делаю что-то, чего не делал раньше, в голове ставится галочка и мне надо идти дальше, искать больше. Из-за этого я заставляю сильно напрягаться других людей. Но зато мы растём очень быстро и всё время видим результаты усилий.

Например, сейчас среди наших партнёров – поставщик оснастки и автоматизации для автопроизводителей с мировым именем – Shanghai River, а также предприятия военной промышленности. Налаживаем сотрудничество с «РостСельМашем», Петербургским тракторным заводом и авиакосмосом: «Объединённой авиастроительной корпорацией», «Росвертолом», компанией «Сухой». Дайте нам два-три года, и мы станем их поставщиками.

А как же ваши кастомы? Где тольяттинские мотолюбители могут их увидеть?

— К сожалению, в Тольятти кастом-культура не зародилась и свои мотоциклы всегда представляли на всероссийских выставках. Иногда участвуем в открытиях мотосезонов, но по большей части увидеть наши мотоциклы можно только у покупателей. Работаем по индивидуальным заказам: наши кастомы, как хорошие дорогие часы.

 

Даже смогут конкурировать с ведущими европейскими брендами?

— Если в кастомайзинге на кого-то равняться, то точно не на Европу. Там эксклюзивные мотоциклы собирают единицы компаний и те предпочитают всё делать руками: ковать, штамповать, варить. Высокотехнологичные производства есть в Германии и Франции. Но даже они в последние годы – не конкуренты российским: то, что делают здесь, уже можно назвать шедеврами.

 

Как, на ваш взгляд, будет развиваться машиностроение в Тольятти, где АВТОВАЗ – градообразующее предприятие?

— Ближайшие несколько лет будут тяжёлыми. Но АВТОВАЗ – не просто градообразующее предприятие, а системообразующее: будут финансовые вливания от государства, и лидер российского автопрома выстоит. Однако его поставщикам, малым и средним предприятиям, придётся перейти на инновации, импортозамещение, работу с предприятиями военной и авиакосмической промышленности. Уже сейчас, являясь резидентом «Жигулёвской долины», я это наблюдаю: многие фирмы заточены на то, чтобы занять ниши, освобождённые европейцами и китайцами. Многие это сделают, выберутся из нынешней ситуации с хорошим приростом, а город получит более диверсифиированную экономику.

 

Какие задачи решаете в качестве резидента «Жигулёвской долины»?

— Мы, как промышленное предприятие реализуем два проекта. Первый – разработка и создание экзоскелетов для промышленной и медицинской отраслей – инновационный и универсальный. Хотим зайти с ним во многие сферы, от медицины до авиакосмоса. Второй проект – в сфере импортозамещения и предложит промышленное оборудование, которое в мире производят всего пять компаний. Есть ещё третий проект, но он вообще суперсекретный. С ним реально захватим мир, лет через пять. (Улыбается – прим. авт.).

 

Чем увлекаетесь в свободное от работы время?

— Подводной охотой, единоборствами, ездой на мотоцикле. Люблю хорошую еду, вкусные напитки и чтение. В любую свободную минуту штудирую в телефоне историческую информацию и аналитику, на разные темы. Базовые знания в любом направлении позволяют нестандартно мыслить и выбирать нетривиальные подходы к решению типовых задач.