ул. 70 лет Октября д. 28, офис 1

Мама двоих детей, потомственный юрист и арбитражный управляющий Олеся Погребная умело руководит личной жизнью, бизнесом и имуществом должников в процедурах банкротства. О способности распределять время и энергию, специфике работы и важности сильной команды Олеся Валентиновна рассказала журналу «Наш Тольятти».

Как пришли в профессию и строили карьеру?
— Я юрист во втором поколении. Отец отдал много лет адвокатуре, был председателем коллегии адвокатов. Ребёнком любила листать его подшивки законов и играть в его работу – хотела быть как папа и вопрос о выборе профессии передо мной не стоял.
Мечта детства сбылась в 2003 году. Начинала юрисконсультом, затем работала юристом в администрации района и помощником судьи. А в 2012 году создала собственное юридическое бюро – открыла частную практику. Теперь параллельно занимаюсь антикризисным управлением.
Как много процедур у вас в производстве?
— Не стремлюсь поставить рекорд на количестве банкротств. Во-первых, я за качество. Во-вторых, занимаюсь в том числе сложными случаями, от которых порой отказываются другие арбитражные управляющие. Мне это интересно – своего рода вызов самой себе.
На данный момент успешно провела порядка десяти процедур, ещё столько же – на стадии завершения. Банкротство – дело небыстрое. Стандартная процедура длится до полугода, нестандартная – ещё дольше. Например, на днях подходит к финишной прямой процедура, которая длилась два года.
Кто чаще всего становится банкротом?

— В настоящее время из-за сложной экономической обстановки в стране чаще всего к процедуре банкротства прибегают физические лица. Государство так или иначе поддерживает малый и средний бизнес, крупные компании, а вот граждане, к сожалению, не всегда получают помощь. Оказаться банкротом может каждый. Бывает, что работающие и добросовестные люди просто не справляются с возникшими финансовыми обязательствами: кредиты, займы, оплата ущерба в результате ДТП или затопления соседской квартиры. При отсутствии достойного дохода и наличии иждивенцев ситуация становится настолько сложной, что люди вынуждены прибегать к процедуре банкротства – чтобы избавиться от долгового бремени и начать всё с чистого листа.
— Были в вашей практике случаи, когда граждан или организации не освобождали от долгов перед кредиторами по итогам банкротства? Сталкивались с примерами недобросовестных действий должников?
— Действительно, бывают случаи, когда должник не освобождается от долгов. Как правило, в ситуациях, когда он действует недобросовестно, пытается скрыть своё имущество, препятствует работе финансового управляющего, хочет провести фиктивное или преднамеренное банкротство. Но в сравнении с успешными процедурами число таких случаев ничтожно мало, по крайней мере, в моей практике. Думаю, это связано с тем, что прежде чем подавать заявление на банкротство, должник консультируется со специалистами – «банкротными» юристами, которые предостерегают от действий, способных навредить процедуре.
В чем заблуждаются должники, когда решают банкротиться?
— Самые распространенные ошибки – это попытки скрыть имущество и совершение фиктивных сделок. Должник должен понимать, что это скорее навредит, чем принесет пользу. Арбитражный управляющий установит подобные действия, запросив необходимые документы из Росреестра, ГИБДД, ФНС России, у банков и т. д.
Также очень часто должники пытаются скрыть определенные сведения от арбитражного управляющего, считая их невыгодными для себя. Но в итоге это может закончиться отказом в банкротстве и привлечением к ответственности.
С какими проблемами сталкиваетесь как арбитражный управляющий?
— Проблем масса, и они очень разные. Во-первых, несовершенство законодательства. Во-вторых, неоднозначность и противоречивость судебной практики. В-третьих, незащищённость арбитражного управляющего и отсутствие чёткого правового статуса, который позволял бы быть полноценным независимым участником всех процессов и взаимодействовать на равных с госструктурами. Ну и, в-четвёртых, непростая морально-психологическая составляющая банкротных процедур. Должники и кредиторы, в прямом смысле, сражаются за свои интересы, довольно часто пренебрегая законом, нравственностью, этикой и здравым смыслом.
Что бы вы посоветовали гражданам и организациям, оказавшимся в тяжёлом финансовом положении? Когда нужно подавать на банкротство? Как выбрать честного и профессионального арбитражного управляющего?
— Я бы рекомендовала не тянуть и своевременно обращаться к проверенным специалистам, которые смогут грамотно оценить создавшуюся ситуацию и её перспективы. Кроме того, нельзя забывать, что на руководителя и учредителя организации законом возложена обязанность обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Если они своевременно этого не сделают, то будут нести ответственность по долгам вместе со своей компанией.
При выборе арбитражного управляющего обращайте внимание на образование, опыт, проведённые процедуры, стоимость услуг. Удостоверьтесь, что интересы управляющего не пересекаются с интересами должника или кредитора.
Вознаграждение управляющего по закону небольшое, а рисков много. Почему занимаетесь этой работой? Как расставляете приоритеты в жизни и всё успеваете?
— Важно любить то, чем занимаешься. Я люблю своё дело. Не стремлюсь обогатиться за счёт чужих проблем. Моя цель – помогать людям, быть полезной. И ещё мне важно, чтобы было интересно. Мне нравиться развиваться: прикладываю много усилий для повышения уровня знаний и квалификации.
Моё главное правило: «Никогда не откладывай на потом». Считаю, что все дела должны делаться своевременно – тогда всё получается. Кроме того, я работаю не одна. За годы у меня сформировалась надёжная профессиональная команда единомышленников – юристов и экономистов, которая мне помогает.