ул. 70 лет Октября д. 28, офис 1

Сегодня наш разговор с клиническим психологом, диагностом, ЭОТ-терапевтом Татьяной Панченко пойдет о психосоматике – тесной и глубокой взаимосвязи физического состояния и психики, тела и души. О том, насколько важно для нашего здоровья слышать себя, понимать и принимать свои истинные потребности, не позволяя физическому недугу или проявлению болезни становиться языком подсознания, выражающим невысказанное и неудовлетворенное.

Татьяна, вы работаете с психосоматическими запросами в психологическом консультировании. Активно представляете свои наработки и делитесь открытиями в этой сфере на различных психологических форумах, включая международные. Почему вы выбрали это направление?

– Я помню впечатление, которое на меня в детстве производили советские телепередачи, освещавшие работу врачей, их новейшие открытия и исследования в разных областях медицины. Не меньшее, а, может, и большее впечатлили уникальные, на мой взгляд, научные фильмы, знакомящие с психологией. В какие глубины размышлений они меня вовлекали в столь юном возрасте сложно даже описать, но помню, как я долго обдумывала все, то, о чем там говорилось, аналогии и провести параллели в реальной жизни наблюдая за людьми. Со временем я стала понимать, что человека и понятие его здоровья неправильно однобоко рассматривать только с точки зрения медицины или психологии.
Необходимо цельное и совокупное восприятие личности человека, его тела и психики.
Возможно, тогда к этим моим домыслам подтолкнул знаменитый лозунг тех времен «В здоровом теле – здоровый дух». Но как это все объединить я тогда не знала. Живой интерес к этой коллаборации оставался, рос и взрослел вместе со мной. К счастью, не я одна задумывалась над этим объединением, и пока я училась, в этом направлении уже работали мои коллеги. Подводя и представляя научную базу мировому сообществу, что сформировало отдельное направление на стыке медицины и психологии, получившее название психосоматика. Когда я собралась обучаться эмоционально образной терапии,
первое, о чем я подумала и спросила: есть ли курс по психосоматике и каковы условия зачисления? К моей великой радости, оказалось, что есть отдельный курс по этому направлению, но чтобы на него попасть и ему обучиться, нужно приобрести необходимую базу знаний и квалификацию. Это меня нисколько не огорчило, наоборот, я утвердилась в правильности выбранного направления, и тут же составила себе план ближайшего развития на 4 года, для того, чтобы попасть на курс. Тогда я только догадывалась, а теперь знаю точно на практике, включая свою личную, как эффективен метод эмоционально-образной терапии в работе с психосоматическими проблемами (запросами). Где положительный эффект от работы проявляется в виде снятия негативной симптоматики уже после первой сессии
и закрепляется надолго или навсегда. Есть уникальная возможность работать в режимах: скорой помощи, при снятии приступов и болевых симптомов; в терапии с тяжелыми хроническими заболеваниями; психогигиене и поддерживающей терапии в работе с клиническими больными или в сопровождении беременных на протяжении всего периода включая сопровождении в родах; суррогатных сессиях, в работе с младенцами. Каждый год я и мои коллеги обширно представляем на конференциях и форумах мировому сообществу психологов и психотерапевтов свои труды в работе психосоматическими
запросами. Щедро делимся новыми находками и открытиями в данном направлении.
Оно растет и развивается так стремительно,что этому посвящаются отдельные конференции.

Какими знаниями должен обладать специалист для работы в этой сфере?

– Для работы с психосоматическими запросами у специалиста психолога должны быть подтверждающие документы об образовании и праве ведения деятельности по направлениям: психологическое консультирование или диагностика личности, модальность (метод или направление, которое подходит и работает с психосоматическими запросами), клиническая психология и специальная переподготовка по направлению «Психосоматика». Могут быть и желательно бы дополнительные отдельно направления переподготовки или повышения квалификации для работы с запросами в сфере: репродуктивной, перинатальной, детской психологии, сексологии.

Психосоматика и психология – это ведь науки о душе и о теле? Есть ли между ними связь и есть ли грань, соприкасающаяся с медициной?

– Связь прослеживается даже в самом названии «психе» – душа и «сома» – тело. Психосоматика – это направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Психосоматическими называются такие телесные симптомы, которые обязаны своим происхождением психологическим факторам. Часть из них получила название заболевания, иные расцениваются как дисфункция или неприятные ощущения. Психологические проблемы (первым об этом говорил В. Райха) отражаются в хронических мышечных напряжениях, создаваемых для сдерживания чувств. В рамках психосоматики исследуются связи между характеристиками личности (конституционные особенности, черты характера, стили поведения, типы поведения в конфликтах) и тем или иным соматическим заболеванием; создаются психологические методы, позволяющие исцелить людей или значительно улучшить качество их жизни, существенно снизив негативную симптоматику.

С какими запросами вы работаете и с чем к вам чаще всего обращаются?

– Я работаю со всем спектром психосоматических запросов. Каждый год публикую статьи о своих новых наработках в области психосоматики. С ними можно ознакомиться у меня на сайте. Самые частые, на мой взгляд, запросы и обращения, связанные с проблемами женского и мужского здоровья, в репродуктивной сфере у мужчин и женщин, бесплодием, сексуальной сферой, включая расстройства; опорно-двигательного аппарата; проблемами с иммунитетом; расстройствами в пищевом поведении и тяги к сладкому; ЖКТ; мигренями; с резким ухудшением зрения; аллергиями; кожными заболеваниями; бессонницей и т. д.

Как строится и что в себя включает Ваша работа с психосоматическим запросом клиента?

– Работа включает в себя:
– оказание скорой помощи – снятие нега-
тивной симптоматики (панической ата-
ки, сердечного приступа, головной боли,
тошноты и т.п.);
– целенаправленное изучение психосомати-
ческого заболевания или симптома;
– диагностику заболевания, симптома, им-
мунитета, органа или состояния человека;
– аналитическая работа;
– терапия;
– саморегуляцию, восстановление ресурсного
состояния и запуск аутопоэза (самовосста-
новления организма).
Этапы: сбор анамнеза – истории клиента и его болезни, изучение запроса, диалог, диагностика, аналитическая работа, выстраивание гипотезы, исследование, проверка, поиск вторичных выгод, терапия, проверка. Инструменты, методы и техники: аналитические, саморегуляции с помощью образов и эмоциональных состояний, альфакторный метод, МАК (метафорические ассоциативные
карты), арт-терапию, дыхательные техники, техники саморегуляции, рисуночные техники и тесты, техники мыслительного действия, упражнения.

Ведете ли вы клиентов в сопровождении с врачами профильных направлений?

– Да, конечно. Это касается тех случаев, когда такое сопровождение требуется. Например, клинические или амбулаторные больные, беременные, люди, страдающие онкологическими заболеваниями или психическими расстройствами и состоящие на учете в ПНД.

Как происходит такой процесс? Как выстраивается коммуникация с лечащим врачом? Есть ли особенности такого консультирования?

Если возникает необходимость такого совместного ведения, то я сообщаю пациенту-клиенту об этом напрямую. Разъясняю причину своего обращения в целях эффективности развития психологического процесса. Прошу и беру письменное разрешение на такого рода коммуникацию, а также контакты лечащего врача и клиники, в которой пациент посещает этого врача. Клиент может дать согласие, а может отказаться от такого рода коммуникации между врачом и психологом и от совместного ведения. В зависимости от этого мною будет приниматься решение о продолжении, приостановлении
или прекращении ведения консультативного процесса в работе над психосоматическим запросом клиента. После разрешения происходит коммуникация с лечащим врачом, в рамках конкретных взаимодействий по клиентскому случаю и не более.

Бывает ли, что клиент приходит с психосоматическим запросом к вам, а к доктору или в клинику не обращается? Как в этом случае происходит консультирование? Где грань ответственности клиента и психолога в таком консультативном процессе?

– Бывает, что клиент подозревает у себя то или иное заболевание, основываясь на наблюдениях за своими состоянием или симптомом, но к врачу идти боится, так как боится получить подтверждение.
В случае если я замечаю или клиент сам высказывает жалобы, связанные со своим физическим или психическим здоровьем, всегда рекомендую обратиться к доктору и обязательно разъясняю, с чем связана моя рекомендация. Случается, что пройдя полное обследование и получив заключение от врача, пациент отказывается лечиться, но приходит с этим ко мне. В любом из этих случаев я обычно веду беседу и работу над тем, чтоб клиент осознал ответственность своих решений и не обесценивал свое здоровье и свою жизнь. В конечном итоге вся работа такой встречи направлена на то,
чтобы клиент смог самостоятельно обратиться к доктору за необходимой помощью. После обращения к врачу обычно происходит работа над самим психосоматическим запросом клиента отдельно либо в сопровождении со специалистом.

Как вы думаете, что можно или нужно делать глобально для того, чтобы люди меньше болели? Что можете посоветовать нашим читателям?

Как мы уже обсуждали ранее, проблема, не решенная личностью самостоятельно на уровне осознания соматизируется (помещается) им в тело. Чтобы быть здоровым физически, нужно быть здоровым и целостным на уровне психики и жить в гармонии с самим собой. Нужно видеть себя целиком, чувствовать и понимать себя правильно, чтоб держать в фокусе внимания все, что происходит с нами и нашим телом и душой. Воспитывать в себе привычку саморефлексии и решения всех проблем «здесь и сейчас», уметь закрывать свою потребность напрямую, а не
через болезнь и ее симптом. Если это не получается самостоятельно, то не стесняйтесь обратиться к специалисту-психологу. Я и мои коллеги всегда будем рады помочь.